Тайна соработничества человека с Богом

Мы празднуем день рождения того совершенного человеческого существа, которое Бог имел в виду, когда сотворил первого человека. И в Ней Бог изберет человеческое существо, способное носить Бога. Она так связана с Божественными замыслами, что участвует в тайнах Троичного Бога, ибо Она родилась из этих тайн. Для того чтобы всем было доступно истинное общение с Богом и друг с другом.

Так как Бог сотворил человека для Себя, Он говорит с человеком. Но Бог не хочет говорить с ним исключительно с высоты небес — Он доверяет людям дар подлинной жизни в общении с Собой. Пока Адам и Ева не согрешали, они были посредниками благодати Божией друг для друга. Здесь — тайна двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку. Ева согрешила и вовлекла Адама в грех. Они разрушили общение друг с другом, идущее от Бога. Бог, видя, что свобода, которую Он даровал в Своей любви людям, удалила их от Него, хочет привлечь их к Себе еще большей любовью. Недостаточно Ему ходить среди них в раю — надо пойти дальше и жить в самом человеке. Теперь смысл рождения человека откроется в благодати Воплощения.

Об этом говорит Евангелие, которое мы слышим на утрени: «Во дни оны, воставши Мариам, иде в горняя со тщанием во град Иудов» (Лк. 1, 39—56). Мария и Елисавета встречаются в истинном, утраченном людьми общении. Елизавета охвачена благодатью, на которую она не может ответить ничем, кроме молитвы и славословия Божией Матери: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Мария в море Божественной благодати — Она понимает, что имеет общение с Сыном, и возносит хвалу Богу за то, что этому общению не будет конца. И что во всем человечестве по дару Ее Божественного Сына будет восстановлено подлинное общение. Смысл материнского чревоношения и рождения в том, что Божественная благодать не может быть отделена от общения в благодати между людьми.

«И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет». Мария со Своим Младенцем передает то, что Елисавета принимает со своим младенцем, и этот дар относится не только к Елисавете — ко всем людям. У Марии столько благодати, и Она сообщает ее столь многим, что невозможно никому, кроме Нее и Ее Божественного Сына, охватить всех, кто приносит Ей молитву Елизаветы. «Се бо, отныне ублажат Мя все роди» И все святые достигли святости, приобщились Христу, родились в подлинной человечности общением с Нею.

Если бы мы не грешили, то жили бы в таких отношениях с Богом и с ближними нашими, что на земле был бы рай. И вся жизнь была бы одной великой благодатью. Один немолодой уже человек рассказывал, как в юности, когда он только начинал ходить в храм, терзалась его душа недоумением, почему таким великим почитанием окружает Церковь Богородицу. Это было, как он сам сказал, потому, что он не знал благодати. Однажды в пасхальную ночь, после очень серьезно проведенного им Великого поста, он молился перед иконой Божией Матери, разрываемый сомнениями о действительности победы над грехом и смертью. И внезапно, когда запели «Ангел вопияше Благодатней», в сердце его вспыхнул огонь, и все в храме заполнилось райским пасхальным светом. Он теперь узнал, что такое этот свет, навсегда понял, что все, что в Церкви поют — правда, и не напрасно Богородицу называют Матерью Света. После пасхальной службы он встретил у выхода своего знакомого и сказал ему: «Христос воскресе!» Когда они христосовались, благодать с новой силой охватила его, как будто он, приветствуя друга святым целованием, пил устами своими от небесного огня.

Общение благодати духовной нашей Матери с нами происходит там, где Ева, мать по плоти всех живущих, стала стеной между нами и Богом. Своим отказом от Бога Ева сделалась для Адама посредницей всех грехов. Общением греха люди сообщают друг другу то, что диавол хочет сообщить им. В мире все более утверждается такое общение, через которое заслоняется Бог и открывается ад.

Что принесем мы в день рождения нашей Матери там, где уже не стоит вопрос, есть Бог или нет Бога, а стоит вопрос, есть человек или нет человека? Станем ли мы детьми Ее, подлинное общение которых друг с другом в чистоте, смирении, любви дарует нам заступничеством Ее участие в сокровенной жизни Бога и открывает смысл рождения каждого из нас? Без заступничества Богородицы мы никогда не сможем достичь подлинного общения. Да будет дано нам узнать, как важно молиться об этом даре Той, Которая в Своей совершенной чистоте, совершенном смирении, совершенной любви, сообщает в полноте вступающему с Нею в общение человеку то, что Бог хочет сообщить нам.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

(51)