Будем учиться покаянию и молитве наших святых на каждый Божий день, потому что, как мы знаем, все искусство вражие направлено на то, чтобы отучить нас по-настоящему молиться и отделить нас от наших святых. Все делается в мире и будет делаться для того, чтобы задушить молитву любой ценой — растлить молитву, отвлечь от нее, рассеять, раздавить самым жестоким способом. Как тогда, в годы террора, это была подрывная деятельность номер один для ГПУ, по их собственному признанию. Не просто храмы надо было уничтожить, а главную святыню человека — молитву. «Перестаньте так мыслить», — закричал на допросе гипнотизер на Лубянке покойной Анастасии Ивановне Цветаевой, когда она в ответ на его угрозы стала про себя молиться. Теперешние цитадели растления сокрушатся только молитвой. Палачи и сам сатана трепещут перед заключенным в темницу, перед тем, кто идет на смерть, когда он молится.
Наше слово и наша молитва — прежде всего к новомученикам и исповедникам Церкви Русской, потому что они составляют этот бесчисленный сонм — имена их не могут вместить никакие календари. Хотя прославлено из них, приблизительно, около тысячи двухсот, но множество тех, кого мы не знаем, становились в горниле страданий святыми, молясь святым. Во всякое время, во всяком месте Церковь в любви своей к Богу, говорит святой Ириней Лионский, посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается небо и дается нам благодать. Мы посылаем их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью.
Победу над смертью празднуем мы в день новых мучеников и исповедников Церкви Русской — праздник, который совершается всегда в воскресный день. Кто не почитает современных ему мучеников Христовых — говорили мы накануне их прославления, молясь о том, чтобы Церковь прославила их, — тот не может почитать и всех древних святых. Так говорили древние святые. А теперь мы можем так сказать о многих наших новых мучениках — и об оптинских убиенных мучениках, и о священномученике Несторе, и о священномученике Григории, Петре, убиенном священномученике Игоре и о многих из новых мучеников. Чтобы мы свидетельствовали наше почитание новых мучеников, принявших славу в годы недавних гонений, тем, что воспринимаем ту святость, которая открывается уже в новых гонениях, в новых мучениках, предваряющих эти гонения.
Удивителен весь путь Русской Православной Церкви — от первых прославленных страстотерпцев Бориса и Глеба до последнего нашего святого Царя-мученика. И вся история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими. Сколько крови пролилось, и неужели еще предстоит пролиться! Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире. И рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить, убрать тех, которые мешают жить так, как хочется. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить.
Во времена антихриста, говорят нам святые отцы, гонения могут стать последним знаком истинности христианства. Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную христианскую веру. Уже наступила эпоха, когда мы можем увидеть Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, как не имеющую ни вида, ни доброты. Все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя, и от мучеников потребуется, прежде чем телесно умереть, как сказал один епископ-исповедник, отказаться к радости власть предержащих исповедать перед лицом мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его святейшее имя бесчестию и поруганию перед нечестивыми. Но они будут исповедовать Его своей жизнью и смертью, и тот, в ком сохраняются еще признаки человека, не сможет не увидеть эту святость, этот последний призыв Божий. Так всегда было, что мученики своей святостью обращали людей равнодушных к вере, и даже своих гонителей.
Мы не знаем, когда произойдут последние испытания нашей Церкви. Не ваше дело, говорит Господь, знать времена и сроки, которые Бог положил в Своей власти. Но развитие зла в событиях нашего времени убеждает нас в том, что самое страшное уже началось. Агрессивность и конформизм — две постоянных, все более возрастающих опасности для нашего времени. Соблазн раствориться в мире, следуя его ценностям, и искушение ненависти к людям, отвергающим истину. Где взять силы воздавать добром за зло, служить людям, даже если государство восстановит против христиан всех людей? «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Христос.
Как благословлять жизнь и делать ее на самом деле благословенной во времена проклятия и распада? Как стать христианам теми праведниками, которых недоставало в Содоме? Только верностью Христу и только единством с теми, кто жизнью и смертью своей исполнил Евангелие, с теми, кто облобызал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа, какой бы привлекательной она ни казалась, только нелицемерной молитвенной связью со всеми нашими святыми. И в особенности с нашими новыми святыми мучениками и исповедниками, такими же грешными людьми, но которые кровью своей омылись и убелили свои одежды. Только это может спасти нас и даровать другим людям возможность придти к покаянию.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
(16)